Гомельское ГПЛХО

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА "КВИТНЕЙ, МОЙ ЛЕС"

До начала нового учебного года осталось всего ничего, а юные лесоводы в прошлую пятницу уже сдавали серьезный экзамен. В Министерстве лесного хозяйства определили победителей Республиканского юниорского лесного конкурса «Квітней, мой лес».

Белорусские школьники, члены школьных лесничеств, принимают участие в этом масштабном конкурсе с 2001 года, причем весьма успешно. На их счету немало ценных исследовательских работ о природе родного края и даже серьезных рекомендаций для специалистов по сохранению и рациональному использованию природных богатств.

 В нынешнем году на суд жюри поступило 53 проекта, отмеченных на областном этапе дипломами первой, второй и третьей степени. Представленные проекты были рассмотрены рабочей группой Министерства лесного хозяйства, и к участию в заключительном этапе конкурса были допущены восемнадцать лучших работ. Традиционно высокого признания заслужили наиболее проработанные и актуальные с практической точки зрения труды молодых авторов.

— На конкурсах такого масштаба очень многое зависит от того, как участники представляют свои проекты и насколько свободно ориентируются в исследуемых вопросах, — подчеркнул в приветственном слове первый заместитель министра лесного хозяйства Александр Кулик. Он также напомнил собравшимся о большом значении конкурса в деле профессиональной ориентации будущих специалистов лесного хозяйства.

Далее конкурсанты приступили к защите своих проектов в трех номинациях. Многие доклады удивили даже опытных лесоводов глубиной проработки вопроса, обилием собранного материала, а также оригинальностью презентации. Лучших из лучших, по словам компетентного жюри, выбрать было непросто.

Устойчивое лесоуправление

Учащаяся 8-го класса средней школы № 3 г. Осиповичи Екатерина Слесаренко представила на суд опытных специалистов лесной отрасли и науки исследовательский проект, направленный на выявление успешности роста лесных культур основной лесообразующей породы — дуба черешчатого. В реализации проекта Екатерине помогали преподаватели школьного лесничества, специалисты Осиповичского опытного лесхоза. Химические опыты по выявлению оптимального состава субстрата велись под чутким руководством учителя химии в школьной лаборатории. Исследования проводились на территории Октябрьского и Брицаловичского лесничеств, где произрастают дубы-великаны и дубы — памятники республиканского значения. Конкурсантка проследила зависимость развития лесных культур от схемы посадки, от направления рядов посадки, от механического состава и плодородия почв, изучила перспективность местного семенного материала. Проследила влияние на состояние дуба черешчатого климатических факторов, посевной обработки семян.

 Результат кропотливой проработки темы — высокая оценка жюри и первое место в номинации.

— Мониторинг лесных культур дуба черешчатого мы будем продолжать, это важно и в рамках уже созданных нами в ходе исследовательской работы дубовых насаждений, повышения их биологической устойчивости, — подчеркнула значимость своей темы школьница.

Успешно подтвердили гипотезу о том, что не может быть леса без почвы, а почва под влиянием леса претерпевает серьезные изменения, ученицы 9-го и 10-го классов Дарья Коляда и Дарья Бурак, реализовавшие свой проект «Лес — зеркало состояния почвы» на базе Ляховичского лесхоза. В этой интересной работе многое зависело от проведенных лабораторных исследований. Юные исследовательницы грамотно оценили качество и состояние почв на пробных площадях Ляховичского лесхоза, подобранных в команде с лесоводами и учителем биологии. Для полной оценки качества почв провели серьезные химические анализы их проб, определили механический состав, плотность, структуру, рассказали, каких минеральных веществ не хватает в почве для более успешного развития деревьев на исследуемых площадках. Такое детальное изучение влияния качества почвы на рост и развитие растений всерьез заинтересовало жюри и принесло школьницам заслуженное второе место в данной номинации.

Ольга Журко, ученица Узденской средней школы № 2, представила доклад по работе «Выращивание черемши плантационным способом». Девочка всерьез задумывается о том, как вывести ценное растение из Красной книги, увеличить популяцию черемши, а также сделать растение доступным для большинства населения нашей страны.

 — Если черемша станет более доступной, у граждан отпадет потребность покупать растение у браконьеров, — считает Ольга.

Такая идея пришла к Ольге, когда она впервые поехала с мамой в лес. К слову, мама Ольги — помощник лесничего Узденского лесничества ГЛХУ «Узденский лесхоз». Целыми часами школьница увлеченно слушала мамины рассказы о полезных свойствах черемши. После чего всерьез задумалась над тем, что, если на этапе созревания черемши бережно собрать семена, просушить, подобрать участок земли с подходящим типом почв, продумав все детали до мелочей, можно реализовать проект плантационного выращивания этого растения. В итоге девочка не только проработала все этапы от сбора семян до посадки, но и четко просчитала экономическую составляющую проекта. Так исследования школьницы вылились в серьезную исследовательскую работу, и теперь в ее копилке личных достижений диплом третьей степени в номинации «Устойчивое лесоуправление».

 

Немало ценных сведений представили и другие участники. Так, чем может удивить экологического туриста урочище Войтов Мост в Беловежской пуще, рассказал Валентин Якуто, ученик 11-го класса Новодворской средней школы Свислочского района Гродненской области. Валентин сам живет в Беловежской пуще и разработал свой уникальный зеленый маршрут по заповедным местам. Много полезного и интересного почерпнули участники конкурса и жюри и в других работах юных исследователей. К слову, конкурсанты, которым в этом году не удалось подняться на высшую ступеньку в этой номинации, не отчаиваются и свои исследования прекращать не намерены. Уверена, что юные исследователи успешно справятся с новыми задачами, ведь опыт выступления на республиканском этапе у юных лесоводов уже есть, и это должно им помочь.

Экология лесных растений

Глубиной проработки темы, уверенным выступлением и профессионально смонтированным фильмом о своих опытах покорили жюри девятиклассники из Буда-Кошелевского райо­на Гомельской области Роман Волосевич и Елена Куриленко. Их проект жюри признало лучшим в данной номинации.

 В своей работе ребята на практике подтвердили теоретические высказывания о совместимости тканей растений, относящихся к различным родам розоцветных. В опытах были задействованы дикие растения груши, яблони, рябины, ирги и черемухи. Основным методом проведения опытов ребят стала прививка сближением. Работать над темой школьники начали еще осенью 2016-го, каждый этап их работы нашел отражение в отлично смонтированном видеоролике.

Серьезная работа Алеси Лукашевич, ученицы Дзержинской средней школы Лельчицкого района, уже принесла значимые плоды и второе место в номинации. Так, на территории Милошевичского лесхоза школьница выявила более 70 ранее неизвестных вековых деревьев, потенциальных памятников природы и архаичного бортничества, окружность которых варьировалась от 300 до 425  см. Координаты местопроизрастания, породный состав, опросы местного населения — в одночасье эта работа увлекла школьницу в мир исследований леса родных мест.

— Мой отец пчеловод, однажды мы поехали вместе в лес изучать следы бортничества, в итоге выяснили: чем больше дерево, тем чаще там можно обнаружить борть, — делится школьница историей появления личного проекта. — Впоследствии о своей поездке я рассказала учителям и одноклассникам, в итоге мы оперативно приступили к захватывающему поиску деревьев-старожилов.

Насколько серьезное влияние оказывают выбросы Белорусского цементного завода, действующего в городе Костюковичи, на состояние древостоев сосны обыкновенной, представила в своем проекте десятиклассница Кристина Гиль. Разработанный в команде со школьным лесничеством и под руководством учителя биологии проект школьницы жюри оценило дипломом третьей степени.

Экология лесных животных

Можно представить, сколько удовольствия доставили члену школьного лесничества четвероклашке Анастасии Пашкевич ее первые исследования. Героем ее проекта стали муравьи, и не случайно.
— Я не раз с интересом наблюдала за этими насекомыми, — делится впечатлением Анастасия. — Мы так похожи на муравьев, тоже живем и работаем в больших городах — человеческих муравейниках. Трудолюбие муравья достойно уважения.

Девочка считает, что муравьи обладают определенным интеллектом и являются интереснейшим объектом исследования. То, что их вполне можно содержать в домашних условиях с последующим расселением  в естественные лесные условия обитания, школьница доказала на практике.

Анастасия создала модель муравейника в домашних условиях и изучила эколого-биологические особенности черных лесных муравьев, украсив свой рассказ интересными видеозарисовками опытов. Первый исследовательский проект принес юному лесоводу третье место в номинации.

Диплом первой степени в этой номинации жюри присудило Алесе Квятковской, учащейся 7-го класса Семеновичской базовой школы Узденского района, с ее интереснейшим по практической направленности проектом, посвященным изучению запасов древесно-веточных кормов в лесных экосистемах в аспекте экологической емкости среды для животных-дендрофагов Узденского района. Вторым в этой номинации стал восьмиклассник Алексей Рагуев с работой по изучению численности популяции и особенностей гнездования аиста белого и аиста черного на территории Радомльского лесничества Чаусского лесхоза.

Все юные участники конкурса получили памятные дипломы, а победители были награж­дены еще и ценными подарками. Значимость конкурсу придает и тот факт, что две лучшие работы получат право представлять Республику Беларусь на Международном юниорском лесном конкурсе, который пройдет в сентябре в Российской Федерации.

наверх